Итоги творческого проекта «ЛЕСНАЯ ГАЗЕТА»

90-летнему юбилею самой знаменитой книге о русской природе посвящается!

Виталий Бианки «Лесная газета» — 1928 год.

Виталий Бианки — советский писатель, более 300 его произведений написаны специально для детей младшего возраста. Его творения раскрывают волшебный мир природы и её самые сокровенные тайны, где жизнь диких животных наполнена невероятными приключениями. В дошкольной педагогике писателя называют волшебником, сумевшим разглядеть чудеса в простых вещах. Его книги развивают воображение и фантазию у детей, они написаны простым и красочным языком, подкрепленным знаниями биолога и натуралиста.
Российский комитет Всемирной организации по дошкольному воспитанию (ОМЕП) под эгидой ЮНЕСКО не мог оставить без внимания 90-летний юбилей самой знаменитой книги о русской природе. Таким образом, 5 апреля 2018 был объявлен проект детского творчества «Лесная газета» для детей дошкольного возраста. Проект организован в целях развития у детей познавательного, творческого и литературного потенциала. Все интересные заметки уведут читателя в мир живой природы и покажут этот мир таким, каким видят его сами авторы — дети! В проекте приняли участие 1183 творческих группы из различных дошкольных образовательных организаций со всей России. Представлено более 2 000 страниц новой «Лесной газеты». География откликов оказалась масштабной, а именно, 41% регионов РФ приняли активное участие в творческом проекте, о чем свидетельствует карта регионов, принявших участие:

Организаторами проекта была отмечена высокая активность участников. Особенно активны были педагоги Вологодской, Ростовской, Рязанской, Оренбургской, Курганской, Тульской областей, Пермского, Приморского краев.

Присланные проекты, а именно их качественная сторона, педагогическая содержательность, творческий подход свидетельствует о высококачественном, плодотворном сотрудничестве управлений/департаментов, образования, методических кабинетов со специалистами детских учреждений. Результатом данного взаимодействия является высокий уровень профессионального мастерства каждого воспитателя и повышением качества образовательных услуг ДОУ в каждом конкретном регионе.

Говоря о качественной стороне конкурсных работ, критерии, которыми руководствовались эксперты при оценке проектов классифицированы следующим образом:
— творческий подход (инновационные методы и техники в реализации проекта);
— практическая значимость (обогащение социально-практического опыта);
— оригинальность (наличие нестандартных идей);
— степень самостоятельности детей по реализации проекта (реализация творческой активности);
— комплексный подход к содержанию деятельности реализации проекта (интегрирование различных видов деятельности).

Экспертами оценка проектов осуществлялась по 10-бальной системе:

  • 0-2 балла – низкий уровень;
  • 3-5 балла – средний уровень;
  • 6-10 балла – высокий уровень.

Степень реализации критериев оценки проекта «Лесная газета» (%)

Из представленной диаграммы наглядно видно, что такие критерии, как творческий подход, практическая значимость, комплексный подход к содержанию деятельности по реализации проекта участниками реализованы на высоком уровне.

Посредством критерия «Практическая значимость» эксперты оценивали уровень обогащения социально-практического опыта детей, который был получен в ходе проектной деятельности. Здесь педагоги продемонстрировали наивысшее мастерство, им удалось развить познавательную сферу, расширить представления ребенка об окружающем мире, приобщить детей к бережному отношению к природе. Практическая значимость как критерий наиболее ярко выражен в работе группы № 8 МДОУ «ДЕТСКИЙ САД №16» г. Заречный, Пензенской области, под руководством воспитателей Лазаревой О.В., Фарафоновой Т.А.

Также, в работе «Птицы в имени моём» подготовительной группы №13 МБОУ «Центр образования №32» г. Череповца Вологодской области под руководством педагога Золотовой М.Н. удалось расширить кругозор, структурировать знания о мире птиц, но и в увлекательной форме, полученные знания, использовать на занятиях по развитию речи.

При оценке «Комплексного подхода к содержанию деятельности по реализации проекта», как критерия эксперты учитывали интегрированность различных видов деятельности как на подготовительном этапе, так и в ходе реализации проекта. Здесь педагоги не скупились на использование различных видов деятельности и экскурсии, и художественное слово, и музыкальное творчество, и бумагопластику, и изобразительные средства, арт-терапию. При реализации данного критерия следует особо отметить работу средней группы МДОБУ детского сада комбинированного вида «Сказка» п. Домбаровский Оренбургской области, под руководством воспитателя Меньшениной Н.Ю.

Очень интересны странички «Лесной газеты» МАДОУ №203 г. Кемерово под руководством Котенковой Н.Л., МБДОУ д/с «Теремок» Пермского края г. Губаха под руководством Девятериковой О.А., МДОУ Вологодской обл, с. Молочное под руководством Грицай А.В. и Чернышовой И.А.

«Творческий подход» и «оригинальность» оценивался в использовании инновационных методов, техник, нестандартных идей при выполнении проектной работы. Данный критерий также реализован на высоком уровне через нестандартные изобразительные средства, привлечения творчества не только детей, но и их родителей. Поразила своей оригинальностью и уровнем творческого подхода работа выполненная воспитанниками средней группы «Золотая рыбка», «МБДОУ д/с комбинированного вида № 43 «Колобок» Ростовской области города Белая Калитва под руководством Малиновской Т. В. В своем проекте детям удалось показать все величие лебедей, используя нестандартные ИЗО-техники.

В нашей юбилейной «Лесной газете» каждый ребенок внес лепту в создание странички, вложил любовь к природе своего родного края.
Эксперты заметили, что педагоги стремились представить проект в лучшем виде не только в содержательном аспекте, но и в эстетическом. И данный факт сослужил злую шутку, дабы по критерию «Степень самостоятельности» оценивалось самостоятельное творчество детей, к сожалению, в большом количестве работ эстетику «Лесной газеты» на себя взяли педагоги, за что снижались баллы по указанному критерию.

Однако имеют место работы с высокой степенью самостоятельности детей при выполнении ими работы. Особо экспертами были отмечены работы старшей группы под руководством воспитателя Паршиной М. А. МБДОУ д/с общеразвивающего вида №16 г. Новомосковска Тульской области и проект старшей группы под руководством Пархомовой Н.А. — педагога по ИЗО деятельности и Репиной З.Н. – воспитателя МБДОУД «Малыш» Зерноградского района Ростовской области.

В ходе анализа работ, экспертами так же определены средние баллы по вышеуказанным критериям, градируя по основным регионам проекта:

Наивысшие результаты продемонстрированы такими регионами как Пермский, Приморский край, Вологодская, Пензенская, Ростовская, Оренбургская области.

Отчет и результаты творческого проекта «Лесная газета» были представлены на Юбилейной 70-й Всемирной ассамблее и международной конференции ОМЕП «Современные условия воспитания и обучения детей младшего возраста: основа для устойчивого развития», которая проходила 25-29 июня в г. Праге. Данный проект вызвал интерес у наших коллег из разных стран, а профессор Лайла Густавссон из Университета Кристианстада (Щвеция) не смогла скрыть эмоции и дала эмоционально окрашенный комментарий: «It was fantastic!» -«Это фантастика!». Что свидетельствует об актуальности, масштабности и практической значимости творческого проекта «Лесная газета». Это, несомненно, успех российской дошкольной педагогики!
Российский Комитет ОМЕП рад разделить этот успех со всеми участниками проекта «Лесная газета».

Присланные проекты, а именно их качественная сторона, педагогическая содержательность, творческий подход свидетельствует о высококачественном, плодотворном сотрудничестве управлений/департаментов, образования, методических кабинетов со специалистами детских учреждений. Результатом данного взаимодействия является высокий уровень профессионального мастерства каждого воспитателя и повышением качества образовательных услуг ДОУ в конкретном регионе.

Также, выражаем особую благодарность за обеспечение активности участников в творческом проекте «Лесная газета» следующие организации:

  • Управление образования администрации города Березняки Пермского края;
  • Управление образования администрации города Ростову на Дону;
  • Управление образования администрации города Оренбурга;
  • Управление образования, Администрация Вологодского Муниципального района;
  • Департамент образования Вологодской области;
  • Департамент образования администрации города Перми;
  • Департамент образования и науки Приморского края;
  • Управление образования и молодежной политики города Рязани;
  • Управление образования администрации города Таганрога;
  • Управление образования мэрии города Череповца;
  • Управление образования администрации Карагайского муниципального района;
  • Отдел образования администрации Пензенского района;
  • Управление образования города Пензы;
  • Министерство образования Тульской области.

Первоначально, Положением «О всероссийском творческом проекте «Лесная газета» не предполагалось выдвижение лауреатов, но организаторы проекта высоко оценили педагогическое мастерство участников всероссийского творческого проекта «Лесная газета» и в число лауреатов зачислило следующих участников:
1. МБДОУ детский сад комбинированного вида № 43 «Колобок» города Белая Калитва Ростовской области, участники средней группы «Золотая рыбка», воспитатель: Малиновская Т.В.;
2. МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №116 «Лучик» города Кургана, участники старшей группы №8, Воспитатели: Оторвина А.С., Макарова Т.Е.;
3. МДОУ «Детский сад компенсирующего вида №111 «Медвежонок» города Вологды, участники группы «Ежата», руководители проекта: Бондаренко О. В., Фролова О. В.;
4. МБДОУ «Детский сад «Тополек» Ростовской области, станица Обливская, участники подготовительной группы «Колокольчики», руководитель проекта: Перцева М. И.;
5. МБДОУ «Детский сад 102» г. Череповца, участники группы №7 «Ландыши», руководители проекта: Алексеева Н.А., Афоничева Л. А.;
6. МБДОУ Злынковский детский сад «Теремок» Брянской области , участники подготовительной группы, руководитель проекта Жиденко Г.А.;
7. МДОУ № 111 Детский сад компенсирующего вида «Медвежонок» города Вологды, участники группы №10 «Карандаши», руководители проекта: Лешукова И.Г., Дурова М.С., Полетаева Е.С.;
8. МБДОУ «Детский сад №139» города Рязани, участники группы «Звездочки», руководитель проекта: Митина Н.И.;
9. МБОУСОШ п. Тыр, Тырского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края, участники группы «Росинка», руководители проекта: Крылова Н.Н., Жилкина Т.И., Камрова Т.В.;
10. МАДОУ «Детский сад № 66 «Радуга» города Березняки Пермского края, участники группы «Малышок», руководители проекта: Сытор Е.Ю., Емшанова И.В.;
11. МБДОУ «Детский сад «Сказка» х. Степановского Оренбургской области, участники средней группы, руководитель проекта: Напольнова Л.В.;
12. МДОУ «Детский сад» с. Молочный Вологодской области, участники средней группы «Пчелки», руководители проекта: Грицай А.В., Чернышова И.А.;
13. МАДОУ детский сад №13 города Нытва Пермского края, участники старшей группы №3, руководители проекта: Горбунова Н.С., Ширинкина В.И.;
14. МАДОУ «Детский сад № 88» города Березняки Пермского края, участники группы «Здоровячки», руководитель проекта: Иванова Н.А.;
15. МБДОУ «Детский сад № 20 города Ростова-на-Дону, участники подготовительной группы № 4, руководитель проекта: Кравченко М.А.;
16. МДОУ «ДЕТСКИЙ САД №16» г. Заречный, Пензенской области, участники группа № 8, руководители проекта: Лазарева О.В., Фарафонова Т.А.;
17. МБОУ «Центр образования №32» г. Череповца Вологодской области, участники группа №13 , воспитатель Золотова М.Н.;
18. МДОБУ детского сада комбинированного вида «Сказка» п. Домбаровский Оренбургской области, участники средней группы, руководитель проекта: Меньшенина Н. Ю.;
19. Старшая группа МБДОУД «Малыш» Зерноградского района Ростовской обл., участники старшей группы, руководители: Пархомова Н.А., Репина З.Н.;
20. МБДОУ д/с общеразвивающего вида №16 г. Новомосковска Тульской обл., участники старшей группы, руководитель: Паршина М. А.

Сейчас наступают каникулы, и новый учебный 2018/2019 год начнется у вас с награждения. Так, все участники проекта будут отмечены соответствующими дипломами до 15 Сентября 2018 года.

Выпуск электронной юбилейной «Лесной газеты» состоится 20 Сентября 2018 года.

Участниками творческого процесса была продемонстрирована профессионально выстроенная, педагогическая деятельность, которая инициирует расширение представлений ребенка об окружающем мире, обогащает социально-практический опыт, привлекает интерес к книге и к чтению методом творческого самовыражения, реализует творческую активность детей.

Желаем всем участникам проекта дальнейших успехов!

Экспертный совет:

Шевченко Л.Л.

Президент Российского Комитета ОМЕП, генеральный директор АНО «МИР ДЕТСТВА».

Герасина М.В.

Вице-президент Российского Комитета ОМЕП, заместитель генерального директора АНО «МИР ДЕТСТВА» по методической работе.

Кузьмичёва Л.В

к.с.н, доцент, координатор проекта.