Центр семейного воспитания МПГУ: образовательный проект “Счастливые дети в университете”

Арнаутова Е.П., Воробьева И.Н.,

Жукова Е.В., Кондратьева Н.Л., Рычагова Е.С.,

 Московский Педагогический Государственный университет

В 2017 году в Московском педагогическом государственном университете стартовал инновационный образовательный проект «Счастливые дети в университете». В рамках проекта был открыт Центр семейного воспитания при Институте детства как его структурное подразделение. Центр расположился в    двух помещениях гуманитарного корпуса МПГУ,  где была создана специально подготовленная развивающая среда, основанная на принципах Монтессори-педагогики.

Скачать / Посмотреть презентацию образовательного проекта «Счастливые дети в университете»

Целью реализации проекта было объединение интересов субъектов образовательного процесса:  преподавателей, студентов, абитуриентов, родительского населения для качественного решения различных научно-теоретических и социально-практических задач.

      В ходе реализации проекта решались такие задачи, как:

  1. Апробация университетского варианта семейно-общественного воспитания детей от 1 года до 7 лет; их целостного развития и успешной социализации.
  2. Разработка, апробация и внедрение общеразвивающих образовательных программ дополнительного образования для детей и взрослых, посещающих Центр семейного воспитания.
  3. Поддержка профессионального становления студенческой молодежи, активное вовлечение их в различные виды деятельности Центра семейного воспитания.
  4. Обеспечение психолого-педагогической поддержки московских семей.

В Центре семейного воспитания работает пять сотрудников кафедры психологической антропологии. Каждый сотрудник специализируется в своей области.

Образовательные программы, реализуемые в Центре семейного воспитания:

  • Программа дополнительного образования “Плюс-Монтессори”;
  • Досуговая парциальная программа “Семейные праздники”;
  • Образовательно-игровая программа “Школа мотивированного родительства”;
  • Программа повышения квалификаций “Монтессори-образование”.

В Центре семейного воспитания функционирует разновозрастная группа детей. 70% составляют малыши от полутора до трех лет, остальные дети старше трех-четырех лет. Образовательная деятельность в Монтессори-среде осуществляется по разработанной общеразвивающей программе дополнительного образования «Плюс-Монтессори». В программе интегрируются психолого-педагогические основы отечественной системы дошкольного образования и сильные стороны педагогической системы М. Монтессори.

Программа «Плюс-Монтессори» представляет систему развивающих занятий с детьми по познанию окружающего мира, развитию речи, математических представлений, приобщению детей к литературе, музыке,  изобразительному искусству, физической культуре. Развивающие занятия нацелены на гармоничное личностное развитие детей, формирование детско-взрослого сообщества. Проведение развивающих занятий опирается на использование дидактических Монтессори-материалов, а также свободный выбор детьми собственной деятельности.

Большой интерес у детей и родителей вызывают занятия по изобразительной деятельности, которые проводятся по методике М.В. Гмошинской «Художники в памперсах». Также опираемся на исследования Т.Г. Казаковой, направленные на создание детьми в рисунке, лепке, аппликации образов, развитие восприятия, активизацию речевых проявлений, игрового взаимодействия.

Среди образовательных программ в Центре успешно реализуется досуговая программа для детей и взрослых: «Семейные праздники». Цели ее реализации — пропаганда семейных ценностей, приобщение детей и взрослых к досуговым формам общения, связанным с Всероссийскими праздниками и памятными датами, традициями народного календаря, организацией познавательных в формате квеста, викторины и т.д. дней рождения воспитанников, объединяющих образовательные, воспитательные и развлекательные задачи.

Досуговая программа включает детско-взрослые досуги, тематические праздники и участие в проектах. Например, праздник, посвященный «Всероссийскому дню матери» был проникнут идеей о материнстве как истинно великом образе, одной из наиболее значимых общечеловеческих и вечных семейных ценностей; а досуг широкой разгульной Масленицы знаменовал  окончание зимы и приближение весны.

Участие в Российских творческих проектах были посвящены, в частности,  Всемирному дню ребенка 20 ноября; 90-летию книги о русской природе Виталия Бианки «Лесная газета».

Одним из важных направлений деятельности Центра семейного воспитания является психолого-педагогическая поддержка московских семей, их разнообразных потребностей.

В рамках разработанной вариативной программы для родителей: «Школа мотивированного родительства» сотрудники кафедры психологической антропологии осуществляют системное сопровождение семей, поддержку разнообразных образовательных, консультативных, досуговых и прочих потребностей современной семьи. Это важно в связи с распространением среди поколения молодых родителей увлеченности ранней интеллектуализацией и форсированием развития интеллектуальных способностей детей, что сопровождается потерями для эмоционально-личностного и социального развития детей. Поэтому, «Школа мотивированного родительства» — источник личностного роста и воспитательной компетентности родителей.

  • В чем практическая польза занятий «Школы мотивированного родительства»?
  • Родители расширяют представления о собственном ребенке, его природных достоинствах;
  • Получают опыт партнерства в детско-взрослом сообществе;
  • Убеждаются в ценности игры для ребенка как особой форме его жизни, в которой осуществляется его связь с окружающим миром;
  • Обогащают навыки собственной эмоциональной устойчивости в общении с ребенком, овладевают разными видами установления контакта с ним (зрительный, тактильный, вербальный, игровой, двигательный и пр.).

Неотъемлемая стратегия в работе Центра семейного воспитания — вовлечение студентов в различные виды его деятельности. Для студентов бакалавриата двери Центра всегда открыты, для них проводятся Мастер-классы  ознакомительной и учебной направленности.

Студенты, обучающиеся на втором и третьем курсах факультета начального образования, стали волонтерами при Российском комитете Международной организации по дошкольному воспитанию (ОМЕР). Их волонтерская деятельность  направлена на оказание социально значимой помощи образовательным организациям, детям дошкольного возраста. Например, силами студентов-волонтеров в Международный день театра для детей и их родителей было показано театрализованное представление по мотивам русских сказок.

К перспективам развития Центра семейного воспитания можно отнести открытие магистерской программы “Монтессори-педагогика в образовании”; набор дополнительных групп детей с 1 года до 7 лет; организацию на базе Центра постоянной  учебной площадки для повышения квалификации по Монтессори-педагогике.

Работа над проектом «Счастливые дети в Университете» стала хорошим стартом к объединению образовательных интересов во благо российского дошкольного образования.

Скачать / Посмотреть презентацию образовательного проекта «Счастливые дети в университете»